Решением Совета глав правительств СНГ от 6 ноября 2020 года утверждена Межгосударственная программа повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах – участниках СНГ на 2021–2025 годы (далее – Межгосударственная программа), разработанная Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников Содружества (КДВИ) совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе предложений государств – участников СНГ.
Указанным Решением определены долевые взносы государств – участников СНГ на финансирование мероприятий по реализации Межгосударственной программы (приложение к Решению).
В соответствии с пунктом 2 данного Решения долевые взносы государств – участников СНГ на финансирование Межгосударственной программы ежегодно утверждаются Советом глав правительств СНГ согласно приложению.
КДВИ поручено организовать координацию работы по выполнению мероприятий Межгосударственной программы и ежегодно информировать Экономический совет СНГ о ходе их реализации.
При разработке Межгосударственной программы учитывались общепризнанные принципы и нормы международного права государств – участников СНГ и их национальное законодательство, добавлены мероприятия, исходя из новых межправительственных соглашений, национальных законодательных актов, концепций и стратегий развития здравоохранения и социальной помощи в государствах, а также предложений государств – участников СНГ.
Обеспечение социальных гарантий инвалидов и участников боевых действий во всех государствах – участниках СНГ основано на следующих принципах:
гарантированность социальных прав и обеспечение условий для участия каждого ветерана в жизни общества в соответствии со способностями и возможностями;
социальная справедливость и отказ от политики, приводящей к общественному иждивенчеству;
ориентация на достижение общепризнанных международных социальных стандартов;
единство и взаимодействие социальной политики на международном, государственном, региональном уровнях;
партнерство и совместное решение социальных вопросов государственными, общественными организациями и бизнес-структурами.
Основными исполнителями Межгосударственной программы являются медицинские и социальные учреждения, центры медико-социальной и социальной реабилитации, санаторно-курортные учреждения государств – участников СНГ, КДВИ и бизнес-структуры.
Целью реализации Межгосударственной программы является содействие повышению качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей, а также обеспечению государственными органами и учреждениями, общественными организациями семей и самих ветеранов экономическими, социальными, культурными условиями.
Основными задачами реализации Межгосударственной программы являются:
на основании существующих в государствах – участниках СНГ правовых актов оказание содействия развитию национальных стратегий улучшения качества жизни населения, приоритетных направлений социальной поддержки и медицинской помощи ветеранам войн, актуальных для всех государств – участников СНГ;
оказание содействия усовершенствованию системы социальной и медицинской помощи на принципах солидарной ответственности государства, общества и человека, обеспечивающих достойное качество жизни;
оказание адресной медико-социальной помощи, которую по различным причинам ветераны войн – участники локальных конфликтов и члены их семей не смогли получить по месту жительства, включая профилактику, диагностику, лечение заболеваний, протезирование, обеспечение реабилитационными средствами, медикаментами, медицинской, психологической, профессиональной реабилитацией, санаторно-оздоровительным лечением;
доработка, апробация и внедрение на межгосударственном уровне функционально-организационных моделей развития здорового образа жизни, профилактики заболеваний (борьба с факторами риска, профосмотры, диспансеризация), диагностики, восстановительного лечения и реабилитации ветеранов войн;
усовершенствование порядка направления ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей на обследование, профилактические мероприятия, лечение и комплексную медицинскую реабилитацию в амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные организации (учреждения) государств – участников СНГ;
проведение научных исследований по внедрению наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и коррекции преждевременного старения ветеранов войн, посттравматического стрессового синдрома, раннего выявления психосоматических заболеваний и психологических нарушений для профилактики инвалидности, аддиктивного поведения, суицидов.
В реализации мероприятий Межгосударственной программы в 2022 году принимают участие министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, ветеранские организации государств – участников СНГ, подписавших указанное Решение Совета глав правительств СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российский Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан.
В 2022 году на финансирование мероприятий Межгосударственной программы государства – участники СНГ обязались перечислить 7,66 млн рублей.
По состоянию на 1 июня 2022 года поступили долевые взносы от Республика Таджикистан в сумме 0,56 млн рублей. Республика Беларусь, как и в предыдущие годы, направила долевой взнос в размере 0,43 млн рублей в Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр». Республика Казахстан финансирование Межгосударственной программы будет осуществлять в пределах бюджетных программ, выделяемых соответствующим уполномоченным государственным органам. Российская Федерация финансовое обеспечение Межгосударственной программы будет осуществлять за счетбюджетных ассигнований, предусмотренных компетентным органам государственной власти в федеральном бюджете на реализацию соответствующих государственных программ.
Кроме долевых взносов государств, финансирование осуществляется за счет местных бюджетов, внебюджетных средств ветеранских организаций и благотворительных фондов.
В 2022 году для реализации мероприятий Межгосударственной программы предусмотрено:
по разделу I «Развитие социальной помощи, социальной и медико-социальной реабилитации»:
обеспечение неограниченного доступа инвалидов и ветеранов войн к реабилитационным услугам по принципу обязательного предоставления каждому нуждающемуся мероприятий в соответствии с установленными государством стандартами и индивидуальными программами реабилитации, в том числе:
индивидуальное обследование, консультации специалистов, верификация медицинского диагноза, формирование реабилитационной индивидуальной программы;
проведение комплексной медицинскойреабилитации (медико-социальная, психологическая помощь);
профессиональная реабилитация;
обеспечение реабилитационными средствами, медикаментами;
реабилитационный прогноз;
дальнейшее развитие в учреждениях социального обслуживания эффективных организационных форм социальной помощи ветеранам;
организация технической помощи (ремонт и техническое обслуживание средств малой механизации и реабилитации, индивидуальный подбор и доработка технических средств реабилитации), организация стационарной и выездной мастерских, обучение инвалидов-колясочников и персонала;
внедрение инновационных технологий реабилитации, изучение передового опыта, подготовка и переподготовка специалистов реабилитационного профиля, проведение обучающих семинаров, научно-практических конференций, а также создание и развитие центра реабилитации на базе Республиканского унитарного предприятия «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;
по разделу II «Дальнейшее развитие медицинской помощи»:
развитие организационных форм и медицинских технологий первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской и психологической реабилитации ветеранов войн – Самарский, Санкт-Петербургский, Краснодарский, Костромской, Оренбургский, Брянский (Российская Федерация), Гомельский (Республика Беларусь) областные клинические госпитали ветеранов войны; Центральный клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны (г. Нур-Султан, Республика Казахстан); Республиканский госпиталь ветеранов войн Республики Башкортостан (г. Уфа, Российская Федерация);
обеспечение медицинских учреждений необходимым оборудованием для организации видео-и аудиоконсультаций между специалистами медицинских учреждений при необходимости оказания экстренной помощи;
реализация трехуровневого принципа построения системы оказания медицинской помощи, обеспечивающего повышение качества и эффективность медицинской помощи, в том числе:
1) амбулаторно-поликлинический этап:
организация отделения формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
создание отделений активного творческого долголетия;
организация и оборудование отделений восстановительного лечения, медицинской и психологической реабилитации; лекарственное обеспечение;
2) стационарный этап:
создание и развитие на базе госпиталей для ветеранов войн центров медико-психологической реабилитации и оснащение их необходимым оборудованием:
развитие «стационаров на дому», обслуживаемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами;
перспективное развитие и укрепление госпиталей и созданных на их базе реабилитационных центров в качестве «семейных центров» медико-социальной помощи, внедрение высокотехнологичных методов лечения для ветеранов войн – участников локальных конфликтов и лиц призывного возраста: Республиканский госпиталь ветеранов войн Республики Башкортостан (г. Уфа, Российская Федерация); Центральный клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны (г. Нур-Султан, Республика Казахстан); Московский областной клинический госпиталь ветеранов войны (Российская Федерация); Самарский, Краснодарский, Челябинский, Оренбургский, Брянский, Ульяновский, Новосибирский № 2 областные клинические госпитали, Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн (Российская Федерация);
3) санаторно-курортный этап – закрепление достигнутого на предыдущих этапах результата восстановления здоровья, разработка и реализация реабилитационных программ в санаторных учреждениях, подведомственных органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации: АО «Санаторий «Сакрополь» – лечение травм конечностей и опорной системы; ООО «Оздоровительный центр «Глория» – лечение и профилактика заболеваний органов дыхания; «Специализированный спинальный санаторий им. академика Н.Н.Бурденко»;
укрепление материально-технической базы санаториев и создание санаторно-оздоровительных центров реабилитации в подведомственных органам исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации санаторно-курортных организациях (пансионат с лечением «Импульс» (г. Туапсе), санаторий «Лесная опушка» (г. Серпухов), санаторно-оздоровительный комплекс «Лебедь»);
по разделу III «Нормативно-правовое обеспечение»:
ежегодный анализ действующих нормативных правовых актов государств – участников СНГ, разработка предложений по внесению в них изменений, подготовка предложений к новым правовым актам, определяющим механизм реализации социальной поддержки и охраны здоровья ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей;
внесение предложений в правительства государств – участников СНГ о разработке межгосударственной программы повышения качества жизни ветеранов войн – участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах – участниках СНГ;
по разделу IV «Научно-техническое сотрудничество»:
исследование особенностей диагностики, лечения и реабилитации хронических неинфекционных заболеваний, а также посттравматических синдромови профилактики основных факторов риска у ветеранов войн;
разработка функционально-организационной модели диспансеризации ветеранов войн с учетом сочетанной патологии и особенностей заболеваемости;
подготовка методических рекомендаций, научных статей, сборников, монографий;
по разделу V «Информационное обеспечение»:
создание единого информационного пространства с использованием интернет-технологий по качеству жизни ветеранов войн, медицинской, социальной, психологической реабилитации;
подготовка и издание ежегодного информационно-аналитического доклада «Состояние и перспективы охраны здоровья и социальной поддержки ветеранов войн в государствах – участниках СНГ»;
подготовка сборников нормативных правовых актов, учебно-методической литературы, информационных сборников по вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний и инвалидности, обеспечения активного творческого долголетия; проведение научно-практических конференций, обучающих семинаров;
по разделу VI «Финансовое обеспечение»:
финансовое обеспечение реализации мероприятий Межгосударственной программы осуществляется за счет долевых взносов государств – участников СНГ, бюджетных ассигнований, предусмотренных компетентным органам государственной власти в федеральном бюджете, местных бюджетов; внебюджетных средств, в том числе средств общественных организаций, благотворительных взносов и пожертвований;
по разделу VII «Механизм контроля»:
ежегодное рассмотрение государствами – участниками СНГ выполнения Межгосударственной программы;
ежегодное (до 25 января) представление от государств – участников СНГ, министерств труда и социальной защиты, министерств здравоохранений государств – участников СНГ, ветеранских общественных организаций информации о реализации Межгосударственной программы в КДВИ;
ежегодное (до 1 июля) предоставление информации о выполнении мероприятий Межгосударственной программы Экономическому совету СНГ.
Комитет по делам воинов-интернационалистов
при Совете глав правительств
государств – участников Содружества