В преддверии Нового 2025 года состоялся очередной визит в Афганистан делегации Комитета воинов-интернационалистов при Совете глав стран-участниц СНГ. Эта миссия изначально приобрела печальный характер…

9 октября минувшего года ушел из жизни известный востоковед, афганист, автор более 300 научных работ, доктор исторических наук, профессор В.Н.Пластун. Владимир Никитович закончил Институт восточных языков Московского государственного университета, работал в Иране, трижды направлялся в длительные командировки в Афганистан в качестве директора Дома советской науки и культуры, советника Главного политического управления Афганской национальной армии, собственного корреспондента газеты «Правда». Многие годы проработал в Институте востоковедения Академии наук России в Москве, в 2000-м году переехал в Новосибирск, преподавал на Кафедре востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета.

Самым ярким периодом в своей жизни Владимир Никитович считал годы, проведенные в Афганистане. Именно поэтому перед уходом он завещал упокоить свой прах за Гиндукушем. Задача, согласитесь, не самая простая. Попытки согласовать такую церемонию официальным путем результатов не дали. При этом российская и афганская стороны повели себя аналогично. Лица, принимающие решения, вердикты так и не выдали, начальники департаментов и отделов, избегая ответственности, лишь разводили руками. Пришлось действовать на свой страх и риск, преодолевать препоны по мере их возникновения.
Всех друзей, коллег, востоковедов-афганистов, родственников Владимира Никитовича информируем, что прах профессора со всеми почестями достойно упокоен на кладбище шурави в Кабуле.
По счастливой случайности в это же время там оказалась съемочная группа известного певца-«афганца» Олега Гонцова, которая оказала важное содействие в проведении прощальной церемонии. Хотелось бы выразить отдельную благодарность и смотрителю кладбища Фархаду. Без его досмотра российский погост, скорее всего, перестал бы существовать, каждый клочок ровной земли ценится в Кабуле очень высоко. Так случилось, например, с расположенным неподалеку захоронением немецкого капрала Ганса Якоба, денщика известного Отто фон Нидермайера, офицера Генерального штаба вермахта, часто его называли «германским Лоуренсом». Массивная черная базальтовая плита с тевтонским крестом над последним пристанищем Якоба была видна издалека, но город наступал, и посольство Германии в Кабуле было вынуждено перенести захоронение. Через 110 лет после гибели капрал, наконец, вернулся на родину.

Такая же судьба ждала и кладбище шурави, где упокоено 12 наших граждан, включая Малькову Анну Ивановну, погибшую от рук английских агентов в 1933 году. О ее яркой судьбе можно узнать, посмотрев фильм «Миссия в Кабуле».
Кладбище от неминуемого забвения было спасено усилиями Чрезвычайного и Полномочного Посла М.А.Конаровского. В 2002 году Михаил Алексеевич организовал на нем ремонтно-восстановительные работы, были четко обозначены границы, возведен дувал, назначена зарплата смотрителю. Теперь ситуация изменилась, Посольство оплату трудов Фархада прекратило, у него семеро детей, случайные мизерные заработки приносит лишь старший сын. Семье живется крайне тяжело, Фархад надеется, что снова заедет сафир-е кабир (полномочный посол – прим. авт) и восстановит справедливость. Появлению ветеранов он крайне рад, знает, что старые друзья ему помогут.
В данный приезд предполагалось решить многие, прежде всего, гуманитарные и экономические задачи далеко за пределами Кабула, поэтому наша делегация без задержек переместилась в Мазари-Шариф и Хайратон, где была радушно встречена сотрудниками российского Генерального консульства.

Из предыдущих статей читатель знает, что Посольство России и Российский центр науки и культуры в Кабуле придерживаются, мягко говоря, не наступательной тактики в своей деятельности. На этом фоне Генконсульство, уже не первый год возглавляемое опытным, знающим и, главное, ответственным дипломатом А.А.Переверзевым, выглядит воодушевляюще. На территории представительства приходилось бывать и раньше, поэтому сразу видны крупные позитивные перемены. К афганцам здесь относятся с уважением, принимают всех обратившихся, вникают в их беды и проблемы, в рамках установленных компетенций без промедления объявляются конкретные решения, оказывается серьезная консультационная помощь. Не раз приходилось слышать, что в Кабуле афганцев, даже имеющих российские паспорта, не пускали и на порог Посольства, а в Хайратане их насущные вопросы решались в считанные часы.
Не без гордости Алексей Александрович проводит ознакомление с вверенным ему объектом. И основания для этого есть. Без излишней роскоши, но созданы вполне комфортные условия для работы сотрудников, все хозяйственные службы функционируют надежно, без сбоев, отремонтирован и облагорожен Мемориал памяти погибшим в Афганистане соотечественникам, круглые сутки открыт тренировочный зал, оснащению которого позавидуют многие фитнес-центры, и он совсем не пустует.
Особое значение мы придавали «официальной части» — беседе о возможном взаимодействии. Приятно было обнаружить, что дипломат высокого ранга и ветераны размышляют на одной волне. Очень предметно, а порой даже и увлеченно, были обсуждены планы по организации для афганцев курсов русского языка, дальнейшего их направления на обучение в российские учебные заведения. В перспективе важны экономические, гуманитарные, культурные, спортивные, научные обмены между двумя странами. Нужно помнить, что именно в этих местах, под Шибирганом, экспедиция под руководством советского археолога Виктора Ивановича Сарианиди в 1978 году нашла знаменитое на весь мир Бактрийское золото, включившее более 24 тыс. изделий из драгоценного металла. В разные годы выставка из компонентов этого клада экспонировалась во многих странах, во многих, но не в России. Безусловно, эту несправедливость хотелось бы устранить.
По просьбе ветеранов, Генеральный консул принял также бывшего советского солдата Сергея Красноперова, который уже несколько лет ищет возможность побывать на Родине, но из-за бездушности чиновников, немыслимых бюрократических препон сделать это не удается. В частности, руководители паспортной службы г.Курган цинично уклоняются от подтверждения того, что Сергей жил в этом городе, получил в нем паспорт, был прописан на улице Бажова, работал на заводе колесных тягачей, отсюда призывался в Советскую Армию. В предметной беседе с генконсулом был намечен реальный путь помощи «без вести пропавшему» солдату. Его родственникам давно пришла «похоронка», но усилиями ветеранов он «воскрес». Теперь появилась надежда, что через много лет он снова увидит свою маму.

В связи с проведением Специальной военной операции Афганистан ушел из первых строк информационных сводок, но интерес к нему в России не спадает. Очень многие ветераны хотели бы вновь пройти по дорогам своей молодости. По итогам данного визита можно еще раз подтвердить, что поездки в Афганистан возможны, но они требуют тщательной подготовки и согласования. Нельзя соваться в воду, не зная броду. В частности, по рассказам сотрудников Генконсульства, им не раз приходилось вызволять и даже спасать наших горе-туристов из опасных ситуаций. Так, одна из российских бизнес-вумен решила покорить страны Южной Азии и Среднего Востока. В Афганистан зашла со стороны Пакистана и далее отправилась пешком на север страны, где у нее перед границей с Узбекистаном «внезапно» закончились деньги. Естественно, вскоре оказалась в казенном доме, по-афгански – зиндане. Ей повезло, дипломаты вовремя обнаружили незадачливую путешественницу и отправили домой, но сколько это стоило трудов и времени.
Другая барышня совсем юных лет переплыла пограничную реку Пяндж, перепугала в камышах местных контрабандистов и упала на берегу без сил. Те проявили несвойственную им гуманность, не стали избавляться от совершенно нежелательного свидетеля, а сдали его властям. Результат тот же — зиндан, далеко не самое приятное место для времяпрепровождения. В беседе с ней обнаружилось, что у любительницы экстремальных путешествий нет ни паспорта, ни денег. Через несколько дней удалось связаться по телефону с ее мамой, но та ответила: «Зачем ей деньги, она питается энергией Солнца…» За год кто только не обращался в наше Генконсульство — и байкеры, и туристы-одиночки, и странствующие отшельники. Увы, чаще всего это происходит, когда их «клюнет жареный петух».
Афганистан, безусловно, крайне интересная во многих отношениях страна, где сохранилось множество древних артефактов, еще не испорченная человеком природа, но поездки в нее нужно тщательно готовить. Правительство талибов сделало многое для стабилизации обстановки, прекращения бесконечных ранее терактов, способствует привлечению в страну иностранных туристов, одновременно осуществляя за ними плотный контроль. Нужно заблаговременно ставить в известность о маршруте передвижения, в местах пребывания отмечаться в локальных департаментах информации и культуры, но и это не избавляет от неожиданностей. Двое наших сопровождающих коллег афганцев были задержаны службой безопасности сразу же после выхода с территории Генерального консульства. Без всякого предъявления обвинений их продержали в отдельных камерах трое суток. Самый большой компромат, обнаруженный у них — наличие в портмоне нескольких купюр рублей, долларов и афгани.
После длительных допросов сидельцев отпустили, принесли извинения, но этот эпизод показал, что отношение к России некоторых представителей талибов* «на местах» не столь искреннее и позитивное, как порой демонстрируется официальными властями. Арест наших сопровождающих практически на пороге российского дипломатического представительства является явной демонстрацией недружественного отношения.
Другим примером этому может служить драматическая ситуация с набором кандидатов для обучения в российских учебных заведениях. В минувшем году представительством Россотрудничества с этой целью было отобрано около 500 молодых афганцев. Все они к этому стремились, готовились, учили язык, собирали крохи средств для поездки в Россию. В результате уехали лишь несколько десятков, которые сумели получить российскую визу в соседнем Иране, а большинство осталось ни с чем. В визе им было отказано, якобы, из-за запрета Министерства высшего образования Афганистана, которое считает, что идейные убеждения молодых афганцев в нашей стране могут кардинально поменяться, якобы «они уезжают в Россию мусульманами, а возвращаются домой коммунистами». Документального подтверждения этого запрета на выезд нет, но сотни несостоявшихся студентов устраивают эмоциональные антироссийские акции, раздают многочисленные интервью западным СМИ, обращаются в различные инстанции, но на их судьбу в высоких кабинетах внимания не обращают.
С осуждением политики талибов в сфере образования резко выступил экс-президент Хамид Карзай. Он, в частности, заявил: «Афганистан преодолеет свою зависимость от иностранной помощи и преодолеет внутренние проблемы только тогда, когда у него будут образованные кадры… Это может произойти только в том случае, если возможности для получения образования будут доступны всей молодежи, как девочкам, так и мальчикам».
Схожей позиции придерживаются даже некоторые представители правительства Движения талибов*. Так, заместитель министра иностранных дел Аббас Станикзай, выступая 19 января во время церемонии выпуска студентов религиозной школы в провинции Хост, заявил, что действия Талибана* противоречат исламскому закону и нарушают права 20 миллионов жителей Афганистана, в основном женщин. При этом он подчеркнул, что решение закрыть школы и университеты для девочек не имеет религиозной основы и является личным мнением верховного лидера Хайбатуллы Ахундзады.
Пока такие заявления не стали определяющими, Станикзай был вынужден бежать из страны, ситуация с отправкой кандидатов на обучение в Россию только ужесточается. Очевидно, что допущена очень серьезная недоработка, несогласованность между российской и афганской сторонами, в результате пострадали сотни людей. Афганистан не получит квалифицированных специалистов, которых и без того катастрофически не хватает, а России нанесен серьезный имиджевый ущерб, подорвано доверие.
Как известно, в 70-80-е годы Советский Союз подготовил для всех отраслей Афганистана более 100 тыс. специалистов. Все они до сих пор хранят самое благодарное отношение к нашей стране, что очень важно: друзья нам необходимы. Известны случаи, когда, например, афганские выпускники известной Волгоградской школы-интерната № 9, получив специальность, вернулись на родину, стали там успешными руководителями, докторами, предпринимателями, но, когда началась Специальная военная операция на Украине, они оставили свои дела и приехали защищать интересы России на передней линии.
В ходе поездки удалось встретиться со многими афганскими коллегами, обсудить различные возможности расширения взаимодействия, но настроение у них не очень радужное. Большинство, конечно, отмечает позитивные перемены — в стране стало намного безопаснее, практически прекратились взрывы, искоренен криминал. Бывший советник президента, губернатор Карим Матен рассказал об окончании капитального ремонта дороги Кабул-Газни. Теперь по южному маршруту можно передвигаться без вынужденных остановок с хорошей скоростью. На узбекской стороне открыт крупный международный центр приграничной торговли, несколько раз в неделю сотни афганцев пересекают реку Амударью по мосту Дружбы, совершают оптовые закупки и доставляют всевозможные товары на свои рынки. На улицах стало больше машин, в Кабуле вновь появились автомобильные пробки.
Часто говорят об ущемлении прав женщин и это действительно так, девочки не могут учиться выше шестого класса. Недавно был наложен запрет на обучение девушек медицинским профессиям и это при высочайшем уровне смертности младенцев и женщин. Но однажды пришлось стать свидетелем такого показательного эпизода. По одной из главных улиц Кабула без сопровождения мужчины, как должно было бы быть, шла женщина с двумя сумками в руках. Паранджи на ней, как и у многих, не было, платок с головы сбился. К ней гневно подскочил патрульный талиб и, размахивая палкой, потребовал принять вид, соответствующий шариату. И тут произошло неожиданное: женщина бросила сумки, совсем сорвала платок и кинулась на стража порядка. Получив несколько серьезных тумаков, тот поспешил ретироваться и выкрикивал что-то уже издалека. Во время первого прихода талибов* к власти в 1996 году такое даже представить было невозможно, тогда публичные казни и наказания на дому были в порядке вещей. Судя по этому эпизоду можно предположить, что талибы* стали более либеральными. С другой стороны, население условиями жизни доведено до такого отчаянного состояния, что терять ему больше нечего.
К позитивным знакам можно отнести довольно активное сотрудничество правительства Афганистана с Республикой Татарстан. Так, Кабул не только подтвердил свое участие в Казань-саммите в мае этого года, но и выразил намерение стать партнером в его проведении. Создаются условия для привлечения в страну иностранного капитала, чем уже, в частности, воспользовался российский предприниматель Л.Ю.Князев. Леонид Юрьевич исходит из того, что в мире спрос на сырье будет только нарастать. Неоткрытых кладовых осталось совсем мало, Афганистан — одна из самых богатых из них. Учитывая возможные перспективы, россиянин успешно заканчивает в Кабуле регистрацию российско-афганской компании «Unification».
Можно перечислить и другие позитивные перемены, но не хватает главного — нет заметного оживления экономики и пока не просматривается реальных путей ее развития. В стране высокий уровень безработицы, у большей части населения нет доходов, бывшим госслужащим не выплачиваются пенсии, очень многие живут за чертой бедности, в нищете и болезнях. Замерла культурная жизнь, нет концертов, кино, не празднуется Новруз, почти не проводятся спортивные соревнования, даже знаменитая афганская бозкаши (козлодрание – прим. автора) ограничена. Афганцы – творчески очень одаренная нация и такое положение ее сильно гнетет.
Из-за отсутствия видимых перспектив очень многие специалисты покинули страну, по причине нехватки преподавателей закрываются целые факультеты, падает уровень образования, а нищее, безграмотное поколение можно легко, за минимальные средства вовлечь в любую группировку, что и имеет место быть. Во избежание деградации страны, отставания ее в историческом развитии нужно принимать срочные меры. Ресурсов для этого у нынешнего правительства явно недостаточно. Будет правильно, если страны-соседи и, конечно, Россия окажут Афганистану на этом этапе свою поддержку, хотя бы для того, чтобы в дальнейшем избежать немалых бед.
*Талибан – исламистское религиозно-политическое военизированное движение, классифицируемое в России и в некоторых других странах мира как террористическая организация.
Автор: Вячеслав НЕКРАСОВ,
ветеран событий в Афганистане.
Опубликовано 4 февраля 2025 в рубрике
РОО «Общество Дружбы Башкортостан – Афганистан»