Афганистан без Навруза

В марте-апреле состоялся очередной визит представителей Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств стран-участниц СНГ в Афганистан. Многие ветераны афганских событий активно интересуются развитием ситуации в этой близкой нам стране.

С приходом к власти талибов Афганистан практически сошел с первых страниц новостных лент. И это объяснимо, в стране резко сократилось количество кровавых событий, с улиц исчезли наркоманы, в городах и на дорогах установлен жесткий порядок. Блок- и передвижные посты, конечно, есть, но они работают без угрожающей демонстрации силы, зачастую бородатые стражи порядка даже не имеют в руках оружия, но все обеспечены рациями и средствами мобильной связи.

В то же время иностранцы находятся в стране под плотным как открытым, так и негласным контролем.  Уже при оформлении визы необходимо указать предполагаемый период пребывания, маршрут передвижения, места остановок, контактные телефоны и т.д. С момента приземления  меры контроля становятся еще более ощутимыми. Помимо сказанного фиксируются проводимые  встречи, участники бесед, обсуждаемые темы, выходы в город, места и цели посещения.

К этим же мерам можно отнести и контроль за приобретением местной sim-карты для телефона, чтобы в разы удешевить связь. В России подобный шаг обсуждается уже не один год. Талибы решили проблему в считанные дни. Еще несколько месяцев назад карту любой компании мобильной связи можно было купить походя, без всяких препятствий. Теперь такая просьба вызывает даже у давно знакомых торговцев испуг в глазах. Для приобретения искомого нужно лично явиться в соответствующий офис, предъявить паспорт, заполнить подробную заявку и лишь после ее рассмотрения в «компетентных органах» вы станете обладателем нужной карты.

С одной стороны, это напрягает, но с другой, усиливает ощущение безопасности. В течение недели наша делегация помимо Кабула побывала в разных регионах страны  Герате, Бамиане, Банд-е Амире, Джелалабаде. Кстати, в недавнем телерепортаже известный фронтовой журналист Сергей Зенин сказал, что в этих местах 40 лет не звучала русская речь. Это не совсем так, ветераны приезжают сюда практически ежегодно.

          Предварительное извещение властей о наших планах значительно упростило процедуру перемещения. Как правило, на всех постах о нашем появлении уже знали, быстро сверяли “списочный состав», запрашивали для контроля один – два паспорта, увидев, что они российские, с извинениями и улыбками отпускали, в знак уважения и гостеприимства нередко предлагали выпить традиционный афганский чай.

На первых порах идиллическую картину мог испортить наш коллега, добродушный друг из Белоруссии. У него паспорт синего цвета, отдаленно напоминает американский, от чего у полевых стражей порядка «шерсть тут же становилась дыбом», но разобравшись, они отпускали нашего спутника с еще большими извинениями и теплыми пожеланиями. Вскоре мы поняли в чем причина и синий паспорт тут же нашел свое место в самом глубоком кармане.

Тот, кто соберется поехать в Афганистан, должен знать об еще одной мере контроля. Прибыв в тот или иной город, первым делом нужно мчаться не к историческим достопримечательностям, которых, к слову, в этой древней стране неисчислимое множество, а в местное Управление информации и культуры, там обязательно нужно отметиться по прибытии и перед отъездом. Иногда это ведет к волнительным неожиданностям.

Так, к примеру, покидая Герат, мы, как положено, зафиксировали свое полное наличие в Управлении и направились в аэропорт. До вылета оставалось совсем немного времени, мы спешили, но неожиданно наши сопровождающие получили указание развернуться и вновь приехать в Управление. С талибами спорить – бесполезно для здоровья. Без особой радости, но подчинились. Оказалось, с нами решил побеседовать лично один из местных чинов.  Попытка сослаться на предстоящий рейс успеха не имела. Ответ был прост: оставьте мне вашу заботу,  самолет без вас не улетит.

Беседа вылилась в полноценное интервью на телекамеру и длилась около часа, но в этом больше была уже наша вина. Специфика образования видного талиба, постоянные сражения с американскими и правительственными войсками не позволили ему окунуться в глубины истории своей страны. Поэтому описание победной битвы при Майванде между афганцами и англичанами, факт признания Россией независимости Афганистана в 1919 году, сообщение о личной переписке между  В.И.Лениным и Амануллой Ханом вызвали у главного слушателя такой интерес, что он увлекся, глаза загорелись гордостью за свою страну. Попутно в них отразилось и немалое уважение к нашей группе. Во всяком случае, моулави (прим.,духовное звание)лично проводил нас до ворот, сфотографировался на память,  долго жал руку в надежде увидеть нас еще не раз. Попутно он сообщил, что в течение года в Герат приезжают тысячи местных туристов и сотни иностранных из многих стран, но россиянам здесь будут особо рады.

Кстати, слово свое он сдержал, самолет терпеливо дожидался нас на взлетной полосе. Более того, при прохождении таможенного контроля у одного из наших коллег обнаружился совсем нежелательный груз, особенно вызывающий в текущий Священный месяц Рамазан. Поначалу мелькнула мысль, что наше путешествие на этом закончится, но незримый ореол моулави и здесь оказал свое влияние. Нарушитель понес потери ниже минимальных, группа прошла контроль без задержек, а ее роль была позитивно отмечена в международных информационных лентах.

По возвращении десятки людей, в том числе и афганцы, живущие за пределами Родины, с интересом расспрашивают о ситуации в Афганистане, о настроениях людей, о внутренней политике властей, об отношении к России. Говоря о внешних признаках, можно уверенно сказать, что правительство талибов целенаправленно поддерживает развитие туризма, как одного из источников значимых доходов, создает для этого все возможные условия – от своевременного оформления въездных виз до обеспечения безопасности во время поездок. Сегодня возможно поехать практически во все провинции, но совершать это лучше с сопровождающим из МВД, он поможет избежать многих неприятных ситуаций. На днях в Панджшере зарегистрировалась группа туристов, естественно, из России, в которой был один джентльмен и шесть (!) молодых дам. Трудно припомнить время, когда б «коллектив» в таком составе мог без происшествий передвигаться по стране. 

Настроение населения не самое радужное. Все оценили установленный в стране порядок, резкое снижение количества терактов, практически полное отсутствие криминала, устойчивый курс местной валюты, сегодня он составляет 73 афгани за доллар,  но слабо решаются социальные проблемы, нет работы, не выплачиваются зарплаты и пенсии, не ясны перспективы развития страны. По этой причине, например, значительно изменилось «лицо» Герата. Этот древний город всегда выделялся, если не сказать кичился,  своей прошлой принадлежностью к персидской империи, особой культурой, обилием памятников многовековой истории, высоким уровнем образования, даже язык здесь отличался большей близостью к иранскому. Теперь значительная, если не большая, часть интеллигенции уехала в соседний Иран и другие страны. Город заполонили не самые высокообразованные  пуштуны из южных провинций Фарах и Урузган, многие факультеты в университетах закрылись из-за отсутствия преподавателей, снизился уровень медицинского обслуживания, фактически не проводятся спортивные состязания. 

Как известно, Новый год (прим. авт., Новруз – новый день) наступает в Афганистане по лунному календарю – 21 марта. Ранее правительство по этому случаю традиционно объявляло три дня выходных, по всей стране проводились массовые гуляния с фейерверками, приемами, выездами на природу,  бозкаши ( прим. авт, козлодрание) с сотнями всадников на специально тренированных бойцовых конях, футбольными и иными матчами. С особым размахом эти торжества проходили в Мазари-Шарифе, куда приезжали руководители страны, министры, сенаторы, крупные бизнесмены, многочисленные зарубежные гости. Теперь этот праздник, знаменующий наступление весны, пробуждение природы, возрождение надежд на лучшую жизнь, под запретом, как имеющий языческое происхождение.

Нет сомнений в том, что страна получит сильный импульс к развитию после широкого международного признания правительства талибов и обеспечения ими надежной безопасности потенциальным инвесторам. Сделать для этого, казалось бы, нужно немного – начать формировать инклюзивное правительство, включая представителей различных политических сил, и расширить права женщин на получение образования.  На этом настаивает ООН, целый ряд соседних стран, проводятся конференции, принимаются воззвания. На днях бывший министр иностранных дел Афганистана Ханиф Атмар созвал в Турции своих влиятельных сторонников. Евросоюз хотел бы провести международную конференцию «Бонн – 2», во время которой организовать официальную передачу власти от бывшего президента Ашрафа Гани Движению талибов, тем самым легализовать нынешнее правительство и добиться либерализации его внутренней политики, но, судя по всему, чем активнее стараются на талибов повлиять, тем неуступчивее становится их позиция.  Вспомните 2001 год, тогда талибы предпочли ввергнуть страну в разгром и потерять ее, но не выдать международному правосудию террориста Усаму бен Ладена.

Между тем, недра Афганистана сказочно насыщены полезными ископаемыми, включая нефть, газ, уголь, уран, медь, литий, железо, драгоценные металлы, самоцветы, мрамор, тальк, перечислять можно долго. По существу, это одна из немногих еще не открытых кладовых земли и крупные корпорации давно строят планы по разработке этих богатств. При этом нельзя сказать, что Афганистан на сегодня закрыт. Нет, идут тысячи грузовиков из Пакистана, Ирана, Узбекистана, Китая, не слишком афишируя, участвует в строительстве дорог, Казахстан открыл торговые дома в Герате и Мазари-Шарифе, предприниматели из США и Германии полулегально проникают в Панджшерское ущелье с целью добычи знаменитых изумрудов, англичане традиционно мутят воду по обе стороны афгано-пакистанской границы.

А где же Россия, которая в свое время в рамках Советского Союза  больше всего мира вложилась в экономику Афганистана? Увы, судя по всему, мы от некогда дружественной страны отгородились. Афганцы невесело шутят: раньше в Кабуле была одна тюрьма – знаменитая Пули-Чархи, построенная французами, теперь к ней добавились еще две – Посольство России и Российский центр науки и культуры, в них никто не заходит и никто не выходит. А ведь еще несколько лет назад они были активными центрами влияния, настолько активными, что отнюдь не дружественная нам “New York Times” была вынуждена констатировать: РЦНК в Кабуле подрывает политику НАТО в Афганистане.

В то же время очень многие афганцы питают к нашей стране весьма доброе отношение. Тысячи из них хотели бы учиться в российских вузах, получать медицинскую помощь в наших оздоровительных центрах, готовы участвовать в туристических, образовательных, экономических выставках, многие хотели бы навестить своих родственников, установить деловые связи. Десятки людей поздравляли с успешным проведением президентских выборов, с убедительной победой В.Путина. Владимир Владимирович в Афганистане в большом почете, многие спрашивают: нельзя ли пригласить его на пост президента в Кабул.

Особый интерес у афганцев вызывает ход Специальной военной операции, они внимательно следят за ее развитием, оценивают как непримиримую борьбу добра со злом, с оголтелым, охамевшим, беспринципным, грабительским англо-саксонским укладом. Они понимают  ее радикальный, судьбоносный характер и желают России полной победы, которая придаст многим развивающимся странам уверенности в борьбе за справедливость, независимость и прочный мир. Некоторые бывшие генералы предлагали открыть в Афганистане призывной пункт, при этом выражали уверенность, что десятки тысяч неприхотливых и воинственных афганцев охотно встанут под знамена Российской армии.

Как известно, в 70 – 80-е годы Советский Союз подготовил для Афганистана свыше 100 тыс. специалистов для работы во всех необходимых государству сферах – от сельского хозяйства до киноискусства, от металлургии до авиации, от армии до нефтедобычи. Особым прорывом для Афганистана стал полет в космос. Желающих было, конечно, много, при отборе не обошлось и без драматизма. На финальном этапе основным кандидатом был полковник Мохаммад Дауран, летчик-истребитель, очень подготовленный, улыбчивый, доброжелательный, чем-то напоминающий первого космонавта Гагарина, но перед самым вылетом у него случился приступ аппендицита, пришлось сделать операцию и дорога в космос закрылась. Полетел капитан Абдул Ахад Моманд. С орбиты он поговорил с президентом страны доктором Наджибуллой, зачитал на камеру текст из Корана и отправил миролюбивое послание всем мусульманам. Позднее генерал-полковник Дауран стал командующим ВВС Афганистана, а Герой Советского Союза Моманд, спасаясь от преследования моджахедов, был вынужден бежать из страны, в итоге обосновался в Германии, работал грузчиком, подсобным рабочим в типографии, позднее освоил специальность бухгалтера, мало кто знает о его звездном прошлом.

Все афганцы, кто учился в СССР и России, вспоминают нашу страну самыми добрыми словами, свое теплое отношение они передали новому поколению.  В предыдущем репортаже говорилось о сверхуспешных курсах русского языка в Кабульском политехническом университете. Теперь члены делегации посетили частные аналогичные курсы «Наша молодежь». Еще три года назад на них занималось более 700 человек, многие затем поступили в российские вузы и успешно учатся.

После прихода к власти талибов многие преподаватели уехали, но пришли другие. Один из них – Азизулла Сафар, бывший майор полиции, выпускник Волгоградской Высшей школы милиции – рассказывает: мы возобновили работу курсов несколько месяцев назад, сейчас занимается 12 юношей, все мечтают поехать в Россию и получить там высшее образование в сфере информационных технологий, энергетики, сельского хозяйства, медицины. У всех родители или родственники учились или работали в России. Желающих заниматься очень много, но, к сожалению, наши возможности ограничены. Не хватает расходных материалов, учебников, компьютеров, демонстрационных экранов. Еще несколько лет назад мы получали сотни книг на русском языке, приезжали преподаватели из РУДН, Уральского федерального университета, мы регулярно писали Диктант Победы, Географический диктант, участвовали в конференциях в РЦНК. Теперь нам помочь некому, но мы надеемся, что ситуация изменится к лучшему.  

Но это, так сказать, мнение народа, в официальных СМИ такие оценки и предложения не звучат, что вполне объяснимо. По утверждению многих источников, в аэропорту Кабула еженедельно приземляется американский самолет, который, по разным оценкам, доставляет от 20 до 50 млн. долларов наличными. После этого становится понятно, почему все четыре официальных кабульских телеканала, а других здесь нет, весьма сдержанны в транслировании позитивных новостей из России и о России. Ясно, что США, стремясь ограничить влияние России, и в последующие годы постарается не выпустить Афганистан из цепких объятий.

В завершение хотелось бы коснуться еще одной темы. Несколько десятков лет назад самыми тяжелыми, пугающими для всех словами были гибель, разрушения. Теперь самое ужасающее – ответственность. У очень многих чиновников всех рангов и ранжиров оно вызывает неистребимое желание спрятаться, отгородиться статьями и параграфами, избежать ее во что бы то ни стало. По итогам нашей военной кампании в Афганистане остались в розыске советские солдаты. Кто-то попал в плен по ранению, кто-то по глупости, некоторые  в силу разных обстоятельств ушли к моджахедам добровольно. Большинство наших бойцов вели себя очень достойно. 26 апреля мы отметили 39-ю годовщину героического восстания наших пленных в пакистанском Бадабере. К сожалению, все они погибли в тяжелом неравном бою против моджахедов и подразделений пакистанской армии, вечная им память.

Несколько бывших советских солдат осели в Афганистане, завели семьи, построили дома, но их судьбу трудно назвать счастливой. Всем уже под 60, все чаще посещают мысли о необходимости на закате жизни встретиться с родными, но сделать это крайне трудно. Непреодолимым барьером встает бюрократизм, бездушие и судорожная боязнь ответственности. Яркий пример тому – судьба Красноперова Сергея (Нурмохаммада), проживавшего в г. Курган. В 1983 году  он был призван в ряды Советской Армии и после прохождения подготовки  направлен на службу в Афганистан, что документально подтверждено Военным комиссариатом г. Курган. Большая благодарность за это от ветеранов лично военному комиссару Сергею Николаевичу Дюрягину.

Совсем иная позиция у начальника паспортного стола г. Курган. Уже третий год Сергей пытается получить аналогичное подтверждение из этой структуры, представил копии Свидетельства о рождении, выписки из государственного реестра,  но в ответ – «нет, не значится, подтверждений не имеется». Каким же бездушием и безответственностью нужно обладать, чтобы проигнорировать даже свои прямые служебные обязанности, не направить должный запрос в архив.

Аналогичную позицию заняла и начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России В.Л.Казакова. Именно к ней обратился Комитет воинов-интернационалистов при Совете глав правительств стран-участниц СНГ с просьбой оформить приглашение на кратковременный въезд в Россию бывшего солдата, советского гражданина.

Ответ был мотивирован тем, что приглашением должны заниматься сами родственники. На сообщение о том, что мать и брат сильно больны и мыкаться по кабинетам не в состоянии, закрыли глаза. По логике ведомства, солдат имеет полное право идти на войну в интересах государства, а вернуться на Родину он никакого права не имеет? И в то же время при содействии ведомства в России получают вид на жительство, гражданство тысячи мигрантов, не знающих русского языка, не знающих наши законы, это как понимать? Так не должно быть.

Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств-участников Содружества более 30 лет занимается розыском попавших в плен и пропавших без вести в период войны в Афганистане военнослужащих. И пока не будет найден последний солдат, война не закончена.

В. Некрасов

Советник Председателя Комитета по делам воинов- интернационалистов при СГП СНГ, ветеран боевых действий в Афганистане